Власти Великобритании официально признали национальным проект компании Xlinks, направленный на создание трансконтинентального энергетического моста. Они также ввели запрет на препятствия для реализации проекта на территории страны. Согласно планам, подводный кабель протяженностью 3800 км будет проложен из Марокко к южному побережью Великобритании. Но Xlinks придется преодолеть ряд политических, логистических и финансовых препятствий. Реализация этого проекта стоимостью $25 млрд позволит Великобритании удовлетворить до 8% своих потребностей в электричестве.
Morocco-U.K. Power Project несомненно можно назвать одним из крупнейших строительных проектов нашего времени. Его затраты оцениваются более чем в $25 млрд, а сроки реализации могут превысить пять лет. Разработчики выражают надежду запустить энергомост в 2029 году, однако реалистичность этого плана под сомнением.
С европейскими государствами проблем возникнуть не должно. Энергомост будет проложен в прибрежных водах Португалии, северной Испании и юго-западной Франции. В Великобританию он выйдет на юго-западе острова, пройдет по широкой дуге, охватывая побережье Бретани и Корнуолла, а затем выйдет на берег в Северном Девоне. Проект предусматривает два кабеля мощностью 3,6 ГВт каждый, по которым будет передаваться высоковольтное постоянное напряжение (HVDC). Однако Xlinks еще предстоит строительство солнечных и ветровых электростанций в Марокко для поставки электроэнергии в Великобританию. Необходимо создать фермы солнечной и ветровой энергии общей мощностью до 11,5 ГВт. На данный момент соглашений с властями Марокко не достигнуто, а проект требует огромных участков земли. Xlinks планирует построить 200 кв. км солнечных фотоэлектрических панелей.
Проект в теории может быть полезен для жителей Марокко с точки зрения занятости населения. Планируется, что он предоставит до 10 тыс. рабочих мест. Но опыт подобных инициатив в Африке показывает, что зачастую для работы приглашают специалистов из-за рубежа с необходимой квалификацией. Кроме того, проект не внесет вклад в энергосистему Марокко. Марокканцы могут задаться вопросом, почему миллиарды долларов были инвестированы в проект, который на самом деле ничего не добавляет в их собственную энергосистему. Для поддержания работы этой инфраструктуры понадобится много воды, а страна и так сталкивается с ее нехваткой. Что будет мотивировать местных властей согласовать проект, остается вопросом. Тем не менее Национальное управление электроэнергии и питьевой воды Марокко поддерживает этот план.
Энергетический мост будет проходить рядом с зоной военного конфликта в Западной Сахаре. Это само по себе может создать трудности для стабильной эксплуатации моста. Необходимость строительства огромной батареи ёмкостью 22,5 ГВт·ч и мощностью 5 ГВт в районе производства электроэнергии также становится дополнительным вызовом.
Основной аргумент разработчика основан на том, что энергетический мост из Африки предоставит больше электроэнергии, чем долгострой в виде АЭС Hinkley Point C, чья стоимость превысила $40 млрд и продолжает увеличиваться с неизвестным исходом. Однако стоимость проекта Morocco-U.K. Power Project также может оказаться выше ожидаемых $25 млрд, и его завершение может быть отложено до середины 2030-х годов. Неизбежны технические трудности, так как строительство энергетических мостов такой протяженности и на такой глубине (700 м) до сих пор не проводилось. Сейчас наибольшее расстояние — 765 км кабеля HVDC по проекту Viking Link между энергосистемами Великобритании и Дании, который должен запуститься в январе 2024 года.
Как этот амбициозный проект отразится на британских налогоплательщиках, пока неясно. В случае успеха энергетический кабель может стать отправной точкой для формирования мировой подводной распределительной энергетической сети, аналогичной информационным каналам, охватывающим всю планету.
Информационная служба АО «НЭС Узбекистана»