Центробанк возобновил публикацию данных по инфляционным ожиданиям населения и бизнеса спустя три месяца. Ожидания населения по инфляции в январе выросли до 18,9%, бизнеса — до 18,7%. Это максимум с июля 2020 года, когда был пик пандемии коронавируса. В марте ожидания резко снизились до 14,1−14,4%.
Центральный банк Узбекистана возобновил публикацию данных по инфляционным ожиданиям населения и бизнеса на следующие 12 месяцев.
В последний раз регулятор публиковал обзор за ноябрь в форме инфографики, без подробного комментария, как это было ранее. С тех пор публикаций на эту тему не было.
В этом месяце в Узбекистане наблюдался энергетический кризис, связанный с перебоями в поставках электричества и газа, приостановкой работы ряда предприятий и падением промышленного производства, включая снижения производства продуктов питания.
При этом уже в феврале 2023 года ожидания населения и бизнеса резко снизились до 15%, а в марте — до 14,4% и 14,1% соответственно.
Если в январе число респондентов, кто ожидал инфляцию на уровне 9−12% и 21−25%, было почти одинаковым, то в марте разница между ними выросла до уровня в 3,5 раза.
Бизнес, в отличие от населения, считает, что основным фактором инфляции является изменение курса валюты — 44% (в марте — 50%), подорожание топлива и энергоресурсов — 38% (33%), повышение зарплат — 21% (34%).
Ожидания людей относительно будущей инфляции могут влиять на её траекторию — в экономической науке это общепризнанный факт, поэтому центральные банки обращают большое внимание на инфляционные ожидания при принятии решений по денежно-кредитной политике. Если бизнес и население ожидают более высокой инфляции, то первые с большей вероятностью будут повышать цены, а вторые — требовать повышения зарплат.
Рост цен и зарплат может, в свою очередь, увеличивать инфляцию, и, видя, что инфляция растёт, бизнес будет закладывать ожидаемое ускорение инфляции в цены, а население — требовать соответствующей индексации зарплат. Однако долгосрочные инфляционные ожидания могут не расти, если люди считают всплеск инфляции временным, — подобная заякоренность инфляционных ожиданий основывается на доверии к политике центрального банка: когда бизнес и население считают, что денежно-кредитная политика вернёт инфляцию к цели, они меньше беспокоятся о росте цен в будущем.
Источник: https://www.gazeta.uz/ru/2023/04/11/inflation-expectations/
Информационная служба АО «НЭС Узбекистана»