Новости
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ШАВКАТА МИРЗИЁЕВА НА ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ, ПОСВЯЩЕННОМ ДНЮ УЧИТЕЛЕЙ И НАСТАВНИКОВ
  • 01.10.2020
  • 1155

   Учителя и наставники – самая важная наша опора в построении нового Узбекистана 

   Дорогие соотечественники!

   Уважаемые учителя и наставники!

   Я рад встретиться с вами накануне всенародного праздника 1 октября – Дня учителей и наставников.

   От всей души поздравляю с этим замечательным праздником вас, самоотверженных учителей и наставников, которые сейчас находятся в студиях на местах, всех соотечественников, кто смотрит сегодняшнюю встречу по телевидению.

   Мы всегда считаем себя в неоплатном долгу перед вами и с большой благодарностью отмечаем, что во всех успехах и достижениях в нашей жизни есть ваш неоценимый вклад. В этот радостный день от имени всех ваших учеников, всего нашего народа мы низко кланяемся вам, выражаем вам свое глубокое уважение и наилучшие пожелания. 

   Все мы хорошо знаем, что выдающийся поэт Фуркат воспевал науку и просвещение, называя светом очей и разума.

   Действительно, самого высокого признания заслуживают наши трудолюбивые и благородные наставники, озаряющие сердца миллионов детей светом знаний и просвещения и воспитывающие их достойными людьми.

   Хотел бы, чтобы мое сегодняшнее выступление вы восприняли как обращение прежде всего к вам, мои дорогие, ко всем представителям нашей интеллигенции.

  

   Уважаемые друзья!

   Как вы знаете, недавно выступая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, наряду со многими важными вопросами я вновь обратил внимание мирового сообщества на инициативу Узбекистана о принятии Международной конвенции о правах молодежи.

   Говоря о правах молодежи, мы в первую очередь имеем в виду ее право на мирную и здоровую жизнь, образование. В этой связи для нас всегда приоритетной задачей будет воспитание гармонично развитого молодого поколения и обеспечение его качественного, всестороннего образования.

   В нынешний сложный период, когда Узбекистан, как и все государства мира, переживает пандемию коронавируса, с серьезным испытанием столкнулась и система образования страны. Несмотря на непростые условия, благодаря принятым государством своевременным мерам и вашему самоотверженному труду работа в системе образования последовательно продолжается. В короткие сроки в стране внедрены проект «Онлайн-школа» и система дистанционного обучения.

   Недавно в большинстве школ республики начался новый учебный год с соблюдением карантинных требований. По нашей доброй традиции, почти 650 тысячам первоклассников вручены подарки Президента – учебные принадлежности в общей сложности на 72 миллиарда сумов. Также детям из семей, нуждающихся в материальной помощи и поддержке, потерявших кормильца, и детям с инвалидностью выделены комплекты зимней одежды, школьная форма и учебные принадлежности на 426 миллиардов сумов.

   В то же время из-за сложившейся ситуации в центре нашего особого внимания находится вопрос защиты здоровья учащихся и педагогов. Для обеспечения школ необходимыми медицинскими и антисептическими средствами из Антикризисного фонда выделено около 17 миллиардов сумов.

   Как известно, в этом году почти 1,5 миллиона абитуриентов подали документы на поступление в вузы, что на 40 процентов больше прошлогоднего показателя. В сегодняшних сложных условиях нам удалось успешно провести тестирование на открытых стадионах при жестком соблюдении требований эпидемиологической безопасности.

   Мы все хорошо понимаем, какой глубокий жизненный смысл заключается в словах великого государственного деятеля Индиры Ганди: “Обучив одну девочку, вы обучите целую семью”. Поэтому в нынешнем году мы выделили 940 мест на дневных отделениях вузов для обучения на основе государственного гранта девушек из малообеспеченных семей и проживающих в сельской местности.

   Думаю, созданные для девушек дополнительные возможности откроют путь к знаниям и просвещению сотням семей, станут основой для формирования источников доходов молодежи. В свою очередь это станет гарантией достойного будущего для девушек, которые овладевают нужными для общества, востребованными профессиями. В дальнейшем мы расширим работу в этом направлении.

 

   Дорогие соотечественники!

   Для всех нас ясно, что наука, образование, воспитание – это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети.

   Великий греческий философ Аристотель отмечал: «Судьбу Родины решает воспитание молодежи».

   Обратите внимание, это было сказано еще до нашей эры. Значит, вопрос воспитания и образования всегда, с самых древних времен, имел актуальное значение.

   Как развитые государства мира достигают высокого прогресса и благосостояния? Разве не благодаря огромному вниманию к науке и образованию?

   Именно поэтому в последние годы в целях всестороннего развития страны, построения нового Узбекистана коренные реформы, как и во всех других сферах, осуществляются и в системе образования.

   Вы хорошо знаете о том, что в этом направлении приняты десятки указов, постановлений и программ. Новые горизонты в развитии сферы, несомненно, открывает недавно принятый Закон «Об образовании». Согласно закону внедряются формы дистанционного, инклюзивного образования, учебные заведения страны смогут совместно с зарубежными образовательными учреждениями открывать факультеты и учебные центры. Учителям предоставлены право на внедрение авторских программ и методов обучения, свободный выбор современных педагогических форм и методов образования и воспитания.

   Главной своей целью мы определили формирование в Узбекистане фундамента новой эпохи Возрождения – Третьего Ренессанса путем масштабных демократических реформ, в том числе в системе образования. Когда речь идет об этом, каждый из нас, все наше общество должно прежде всего глубоко осознать суть и значение этого вопроса.

   Как показывает история, наша земля, расположенная на перекрестке дорог Великого шелкового пути, испокон веков была одним из очагов высокой цивилизации и культуры. О трехтысячелетней истории нашей государственности свидетельствуют богатое научное и культурное наследие народа, древние письмена, уникальные архитектурные памятники, редкие манускрипты, различные артефакты.

   Не случайно ранее я упомянул слова Аристотеля. Всем хорошо известно, что факел науки, ярко вспыхнувший в Греции в античные времена, в IX-XII веках вновь был зажжен на территории Центральной Азии. Это был период Первого Ренессанса на нашей земле, когда появилась целая плеяда корифеев науки, имена и труды которых и сегодня широко известны всему миру. Мухаммад Хорезми, Ахмад Фергани, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Махмуд Замахшари и десятки других ученых своей научной деятельностью и открытиями мирового значения внесли огромный вклад в общечеловеческое развитие.

   Представители эпохи, получившей название «Золотой век исламской культуры», – такие великие мыслители, как Имам Бухари, Имам Термези, Имам Матуриди, Бурханиддин Маргинони, Абул Муин Насафи, по праву являются честью и гордостью всего мусульманского мира.

   Создание в XV веке Сахибкираном Амиром Темуром великой империи, которой впоследствии управляли и его достойные потомки, стало началом эпохи Второго Возрождения в нашем крае. Она дала миру выдающихся ученых – Казизода Руми, Мирзо Улугбека, Гиёсиддина Коши, Али Кушчи, великих поэтов Лутфи, Саккоки, Хафиза Хорезми, Абдурахмана Джами, Алишера Навои, Бабура. По всему миру распространилась слава об историках Шарафиддине Али Язди, Мирхонде, Хондамире, художниках Махмуде Музаххибе, Камолиддине Бехзоде, многих каллиграфах, музыкантах, музыковедах и архитекторах.

   Во времена обоих Ренессансов наш народ благодаря своему огромному потенциалу достиг высочайших вершин в развитии, и это придает нам чувство гордости.

   Как нашим предкам удалось достичь таких высот? Прежде всего они несли знамя просвещения в борьбе с невежеством, направили весь свой интеллектуальный и духовный потенциал на изучение и обогащение научных достижений человечества.

   С сожалением следует признать, что к такому богатейшему наследию мы подчас относимся только как к историческим памятникам. Допускаем беспечность и безразличие в деле практического внедрения в жизнь этих ни с чем не сравнимых богатств. Ведь лишь немногие народы обладают таким уникальным наследием. Весь мир восхищается редкими научными рукописями, более 100 тысяч из которых хранится в фондах одного только Института востоковедения Академии наук Узбекистана. Это огромное научное и духовное наследие всегда должно оставаться с нами, придавать нам силы и вдохновение. Прежде всего необходимо, чтобы им была пронизана национальная система образования. Наши ученые и специалисты, уважаемые улемы в доступной и привлекательной форме должны донести эти бесценные знания до современной молодежи.

   В этой связи Академии наук, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству культуры, Министерству инновационного развития, Духовному управлению мусульман, Международной исламской академии, Центру исламской цивилизации следует разработать меры по подготовке на фундаментальной основе, изданию, изучению и широкой популяризации трудов наших ученых и мыслителей. Ответственность за эту работу возлагается на заместителя Премьер-министра Б.Мусаева. 

   Хочу остановиться еще на одном важном вопросе: к сожалению, со второй половины XVI века на территории Центральной Азии начались внутренние войны, раздоры, борьба за власть. Усилились междоусобица, местничество, вместо просветительства стало укореняться невежество. В результате период расцвета и развития сменился общественно-политическим и экономическим упадком. Начал гаснуть факел научной мысли. Именно такая ситуация и стала причиной колонизации страны.

   Как и многие представители интеллигенции, я с большим сожалением думаю о том, что в ХХ веке наши выдающиеся предки – джадиды-просветители могли бы осуществить в стране новый Ренессанс. Ведь эти глубоко образованные, самоотверженные личности посвятили себя идее национального возрождения, направили все свои силы и возможности на то, чтобы вывести страну из тьмы и отсталости, освободить нацию от оков невежества. И ради этой великой цели жертвовали собственной жизнью.

   Их жизненным кредо были слова священного хадиса: «Нет и не может быть иного спасения, кроме знания». Они считали, что добиться национальной независимости, развития и процветания можно только путем просветительства, глубокого овладения светскими и духовными знаниями, современными науками и профессиями.

   В тот период в первых рядах национального возрождения и национального движения стояли Абдулла Авлони, Махмудходжа Бехбуди, Мунавваркори Абдурашидхонов, Убайдулла Ходжаев, Абдурауф Фитрат, Исхокхон Ибрат, Абдулхамид Чулпан, Абдулла Кадыри, Ашурали Зохири, Ходжи Муин и сотни других великих личностей. Наряду с созданием школ нового типа они издавали газеты и журналы, организовывали типографии, библиотеки и театры для того, чтобы изменить мировоззрение и образ жизни людей.

   К сожалению, обстановка того времени и общественный строй не позволили джадидам достичь этих благородных целей. Они были оклеветаны представителями местных радикальных и темных сил. Вначале их преследовало царское правительство, затем они были репрессированы советской властью. Идея национального возрождения так и осталась в тот период недостижимой мечтой нашего народа.

   Научно-просветительское, литературно-художественное наследие джадидов и сегодня имеет для нас огромное значение.

   Хочу обратить ваше внимание на один пример.

   Великий просветитель Махмудходжа Бехбуди, 145-летие которого отмечается в нынешнем году, в свое время говорил о необходимости знания не двух, а четырех языков. Этот призыв Бехбуди и ныне звучит актуально.

   Сегодня я подписал Указ о награждении группы соотечественников в связи с Днем учителей и наставников. С глубоким удовлетворением хочу отметить, что в числе этих соотечественников за самоотверженность на пути к достижению независимости Родины, свободной, благоустроенной и счастливой жизни народа, выдающийся вклад в создание национальной системы образования и воспитания орденом «Буюк хизматлари учун» награждены Абдулла Авлони, Махмудходжа Бехбуди и Мунавваркори Абдурашидхонов.

   В настоящее время готовится проект постановления о дальнейшем глубоком изучении жизни и деятельности наших предков, ставших жертвами политических репрессий в период тоталитарного режима, в том числе джадидов, и увековечении их памяти.

 

   Уважаемые друзья!

   Как гласит народная мудрость, «река жизни не стоит на месте». Сегодня, опираясь на бесценное наследие нашего народа, мы можем с полным основанием сказать, что имеем все возможности для создания фундамента нового Ренессанса в Узбекистане. Все зависит от того, насколько разумно мы будем использовать этот уникальный потенциал.

   С этой точки зрения хочу привести один пример.

   Вы все знаете, что в Каракульском районе есть знаменитая школа, прославившаяся благодаря, если можно так сказать, учителю от бога Тухтамуроду Жумаеву. Замечательный педагог своим неустанным поиском, новой методикой обучения превратил обыкновенную сельскую школу в известное всей стране образовательное учреждение. И это при том, что, расположенная в отдаленном степном районе Бухарской области, она не отличалась особыми условиями или возможностями.

   Сегодня более 95 процентов выпускников этой школы поступают в высшие учебные заведения. Ее учащиеся завоевывают наибольшее количество медалей на международных предметных олимпиадах. Родители из всех регионов страны, даже из столицы – Ташкента отдают своих детей на обучение в школу в Каракуле.

   Учитывая большие достижения школы, в прошлом году мы преобразовали ее в Международную математическую школу.

   Человек уникального таланта и огромной энергии, Тухтамурод Жумаев, как и наши предки-джадиды, создал школу нового типа.

   Он – настоящий просветитель наших дней, современный Авлони, Бехбуди, Мунавваркори!

  Для достижения столь высоких результатов в школе, конечно, должна быть особая система обучения. Но самое главное, в основе этого успеха лежат любовь и преданность учителей своей профессии, Родине, их чувство огромной ответственности. В  школе, основанной Тухтамуродом Жумаевым, каждый учитель относится к ученикам как к родным детям, здесь создана настоящая творческая и состязательная атмосфера, и все это дает сегодня впечатляющие результаты.

   В соответствии с Указом Президента за большие достижения в сфере образования и воспитания, образцовую профессиональную деятельность Тухтамурод Жумаев удостоен высокой государственной награды – ордена «Буюк хизматлари учун».

   Пользуясь случаем, от имени нашего народа и от себя лично искренне поздравляю этого выдающегося педагога, всех учителей и наставников, удостоенных наград.

   Уважаемые участники собрания, в связи с этим возникает вопрос: разве Каракульская школа не является настоящим эталоном современной школы? Так почему Министерство народного образования не популяризирует должным образом уникальный опыт этого учебного заведения? Почему директора других школ не берут с него пример? Почему министр народного образования Ш. Шерматов за последние три года не уделил этому внимание?

   К сожалению, мы с безразличием относимся к данному вопросу, как говорится, «не ценим, что имеем». Почему в других областях, скажем, в Андижанской, Ферганской, Самаркандской, Хорезмской или Кашкадарьинской, Джизакской, Сырдарьинской, все еще нет подобных общеобразовательных учреждений?

   Сегодня нам как воздух нужны сотни таких школ, тысячи преданных своей профессии, креативно мыслящих учителей.

   Что по этому поводу скажете вы, уважаемые хокимы областей и районов, являющиеся представителями Президента на местах? Ведь именно древние города и села, которыми вы в настоящее время руководите, дали миру многих великих ученых и мыслителей. К примеру, Хорезм – это колыбель Академии Маъмуна, родина Мухаммада Хорезми, Самарканд  – родина Мирзо Улугбека, Андижан – Бабура, Фергана – Ахмада Фергани.

   В связи с этим Министерству народного образования совместно с руководителями регионов поручается принять меры для создания таких школ в каждом районе.

   Конечно, можно построить новые красивые здания школ, хорошо оснастить их. Но сможем ли мы наполнить их современными знаниями и должным воспитанием?

   Кабинету Министров вместе с соответствующими министерствами и ведомствами также необходимо серьезно работать в этом направлении.

   Подробно: https://president.uz/ru/

  Источник: https://president.uz/ru/

 

 

 

О награждении представителей  просветительского движения джадидизма

 

   За выдающийся вклад, внесенный просветительской деятельностью и самоотверженным служением в чрезвычайно сложный период истории нашей Родины – начала ХХ века в создание национальной системы образования и воспитания, обеспечение независимости страны, свободы народа, процветающей и благополучной жизни для будущих поколений, наградить орденом «Буюк хизматлари учун»:

   Абдуллу Авлони (посмертно)    -    писателя-просветителя, педагога, общественного деятеля

   Махмудходжу Бехбуди (посмертно)    -    одного из основателей движения джадидизма  в Туркестане, литератора, педагога и ученого

   Мунаввар кары Абдурашидхонова (посмертно)    -    известного наставника-просветителя, литератора, редактора и общественного деятеля

 

                                    Президент  Республики Узбекистан                                                             Ш.Мирзиёев

 

Источник: https://president.uz/ru/

 

Информационная служба АО «НЭС Узбекистана»

t.me/uzmetaxborotxizmati

>