Урал Тансыкбаев. Проводка высоковольтной линии в Большом Алма-Атинском ущелье. 1951
В первой части статьи мы рассмотрели ситуацию с энергообеспечением в Средней Азии, а также посмотрели на причины происходящего. Теперь необходимо взглянуть на то, как власти стран региона реагируют на стоящий перед ними вызов, и как на данную ситуацию реагируют соседние страны и международные игроки.
АЭС могли бы спасти регион, но не спасут
Осознавая происходящие проблемы, власти республик Средней Азии запустили ревизию энергопроектов, которые уже в советское и постсоветское время запускались, и должны были быть хотя бы на стадии строительства. В первую очередь это коснулось атомных проектов с участием Росатома в Казахстане и Узбекистане. Однако оказалось, что строительство АЭС в регионе и не начиналось.
В Казахстане 8 февраля 2022 года Токаев высказался об этом на заседании правительства:
«Я не понимаю, почему ответственные лица дипломатично уходят от ответов на вопросы о строительстве АЭС. А ведь нужно прямо сказать: без чистой атомной энергии мы потеряем всю экономику, не говоря уже об инвестициях. Утратим региональное лидерство. Нам позарез нужна чистая атомная электроэнергия. Нельзя идти на поводу у популистов, которые не разбираются в экономических реалиях».
Дело в том, что бывший глава страны Нурсултан Назарбаев за месяц до своей фактической отставки в декабре 2021 года уверенно заявлял, что в Казахстане Росатом построит АЭС. Однако дальше слов дело не пошло.
В Узбекистане первые разговоры о строительстве АЭС начались одновременно с такими же разговорами о строительстве Белорусской АЭС. Прошли годы, АЭС в Белоруссии уже построена и работает, а в Узбекистане пока всё осталось на словах.
Против строительства АЭС протестуют разного рода политики, экологи и общественники. Политики якобы боятся потери суверенитета, экологи — якобы вреда для экологии, общественники и разные «блюстители» прав человека пугают атомными катастрофами. Некоторые же говорят о политической подоплеке противодействия Росатому.
Узбекский эксперт, директор ташкентского Центра исследовательских инициатив «Ma`no» Бахтиёр Эргашев 7 мая в интервью изданию Eurasia Today прямо заявил:
«Истерия, связанная со строительством АЭС, во многом преувеличена. Если бы проект осуществлялся не Росатомом, а другой иностранной компанией, я уверен, что наши финансируемые из-за рубежа общественные организации, различного рода экологи, журналисты и блогеры не паниковали бы так, как сейчас».
В Киргизии экологи тоже сильно «беспокоятся» по поводу строительства российских АЭС. Так, 21 февраля 2022 года Генеральный директор аналитического центра «Стратегия „Восток-Запад“» (Киргизия) Дмитрий Орлов заявил, что основным противником строительства АЭС в регионе является «нефтегазовое лобби и конкуренты России на рынке „мирного атома“».
Урал Тансыкбаев. Вечер на Сырдарье. 1-я пол. XX
ТЭС и ГЭС?
Кроме ревизии атомных проектов, власти региона начали рассматривать инвестиции в традиционные источники энергии — в тепло- и гидроэлектростанции.
14 февраля министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил, что до 2026 года из планируемых к вводу в строй 3050 МВт электрогенерации примерно половина будет генерироваться ГЭС, а все остальное будет генерироваться станциями на угле и газе.
Президент Киргизии, за неимением в республике своих ресурсов на строительство новых электростанций, 7 февраля во время визита в Китай предложил китайским компаниям инвестировать в киргизские ГЭС, даже если потом всё электричество будет поставляться в Китай.
14 апреля стало известно, что Росатом взялся за строительство малых ГЭС по собственному проекту на заемные средства российско-киргизского фонда в размере $5,6 млн. Первая микро-ГЭС мощностью 5,9 МВт должна была начать работать уже в марте 2023 года. Также российский институт Ленгидропроект взялся за разработку проекта ГЭС Куланак, мощностью 96,7 МВт. Строить станцию будет частная киргизская компания ПП «Нарын». Но предполагаемые мощности станций не решат проблем страны с дефицитом электроэнергии.
В июне 2022 года Узбекистан решил проработать вопрос строительства малых ГЭС. В правительстве посчитали, что смогут дать республике дополнительно 56 МВт электроэнергии.
Существенный вклад в дополнительную генерацию всего региона может внести Камбаратинская ГЭС-1. Построить ее задумали в Киргизии еще во времена СССР. Проект не успели реализовать, а сейчас республика не может потянуть в одиночку ее строительство ни финансово, ни технически.
26 мая 2022 года Казахстан и Киргизия подписали договор о совместном строительстве ГЭС, а 6 января к проекту присоединился Узбекистан, подписав дорожную карту строительства станции. Позже к проекту присоединилась и Россия, пообещав помощь в разработке технико-экономического обоснования.
Министерство энергетики Узбекистана заявило 8 февраля, что к 2026 году планируется ввести в строй еще семь ГЭС общей мощностью 173 МВт. А общая генерация в 2022 году будет доведена до 16 ГВт за счет ввода в строй шести ТЭС и трех фотоэлектростанций. Президент страны Шавкат Мирзиёев пообещал, что к 2026 году генерация вырастет до 27,4 ГВт.
Альтернативная энергетика
Понимая, что и АЭС, и ГЭС, и ТЭС требуют больших инвестиций, и получить их прямо сейчас нельзя, власти республик попробовали схватиться за альтернативную энергетику.
Так, 8 апреля 2022 года Киргизия подписала контракты на строительство солнечных электростанций с китайскими China Power International Development Limited (CPID) и China Railway Bureau Group Corporation (CR20G), а также с испанской EcoEner.
Международные финансовые структуры не преминули предложить свои кредиты. 14 декабря 2022 года пресс-служба Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) заявила о выделении Узбекистану двух кредитов общей суммой в $520 млн на строительство двух ветряных электростанций 188 МВт и 176 МВт в Бухарской области.
23 декабря минэнерго Узбекистана заключило соглашение с ACWA Power на строительство 800 км ЛЭП для подключения ветряной электростанции, которую саудиты планируют построить в Каракалпакии. Электростанция обещает выдавать 1,5 ГВт электроэнергии. Также ACWA Power взяла обязательства по установке новых парогазовых турбин на Сырдарьинскую ТЭС.
В правительстве республики подсчитали, что это даст дополнительно 1,2 ГВт электроэнергии. Однако эксперты скептически отнеслись к этим проектам. Фото- и ветроэлектростанции в мире не зарекомендовали себя как долговременные и эффективные производители электричества. Но скорость строительства электростанций и общий мировой тренд на «зеленую энергетику» сделали свое дело.
15 февраля 2023 года Китайская компания CEEC ENERGY CHINA подписала меморандум о строительстве ФЭС общей мощностью 2 ГВт в Кашкадарьинской, Бухарской и Самаркандской областях на сумму $2 млрд собственных средств. Часть станций будет уже запущена в 2023, а на полную мощность они выйдут в 2024 году.
Казахстан в феврале 2023 года заявил, что в своих планах наращивания генерации электроэнергии доведет долю ветряных и солнечных электростанций до 12,5% до 2029 года. Также будет продолжаться строительство дополнительных ЛЭП и замена изношенных электросетей. К концу указанного срока уровень износа планируется понизить до 47%.
Урал Тансыкбаев. Родной край. 1951Урал Тансыкбаев. Родной край. 1951
Что делать?
Президент Киргизии заявил, что долг энергоотрасли Киргизии составляет на сегодняшний день 137 млрд сомов (около 109 млрд рублей), износ энергосистемы выше 80%, большая часть трансформаторов и линий электропередач не ремонтировалась со времен СССР. За постсоветские годы в республике не было построено ни одной ГЭС. При этом энергопотребление республики росло, и зимой собственных генерирующих мощностей уже не хватает.
Для снижения финансовой нагрузки на население правительство Киргизии начало наводить порядок на рынке электроэнергии и сокращать количество фирм-посредников.
22 января 2023 года пресс-секретарь президента Киргизии Эрбол Султанбаев заявил, что удалось более чем вдвое, с 28 до 12, сократить число фирм-посредников, продающих электроэнергию населению. Кому кризис, а кому и заработок. Тем не менее чистка желающих заработать на повышенном спросе кардинально ситуацию не улучшила и, чтобы успокоить население, Жапаров пообещал, что ситуация улучшится после строительства Камбаратинской ГЭС-1. То есть через несколько лет.
Часть проектов напрямую начали финансировать иностранные инвесторы под государственные гарантии. В частности, арабская ACWA Power пообещала вложить $2,5 млрд в энергосистему Узбекистана с условием, что правительство будет покупать все производимое на их электростанциях электричество.
Российское участие в реформировании энергосистемы региона
В процесс модернизации энергосистемы региона включилась и Россия. Прежде всего она предложила воссоздать в более полном объеме региональное энергокольцо. 23 мая 2022 года министр энергетики России Николай Шульгинов предложил вице-премьер-министру Таджикистана «поддержать участие России в Координационном электроэнергетическом Совете стран Центральной Азии в качестве полноправного члена».
Через несколько дней Шульгинов на Первом евразийском экономическом форуме в Бишкеке предложил вообще построить ЛЭП из Сибири в Среднюю Азию. Шульгинов также отметил, что необходимо включить в региональное энергокольцо Таджикистан.
И вот уже 14 февраля 2023 года таджикские власти заявили, что технические процедуры присоединения к энергокольцу уже начаты. Глава национальной энергокомпании «Барки точик» Махмадумар Асозода заявил, что в январе республика уже поставляла электричество в объединенную энергосистему в рамках подготовительных работ.
Дело в том, что в советское время границы между республиками были административными, а не межгосударственными. Соответственно то, что при СССР считалось просто поставками электричества в ближайшие территориально области среднеазиатского советского региона, сейчас зачастую становится поставками электричества в соседние государства. Это требует отдельного учета и последующего взаиморасчета. Так, Таджикистан, снабжая электричеством ближайшие к его электростанциями территории Узбекистана, взамен получает узбекскую энергию для других своих территорий, уже находящихся вблизи узбекских электростанций.
Таким образом, по словам Асозоды, для восстановления параллельной работы энергетики Таджикистана в региональной системе, то есть чтобы она работала по тем же принципам, как при СССР, республика ежемесячно должна поставлять до 10 млн КВт⋅ч электроэнергии в Узбекистан и до 5 млн КВт⋅ч электроэнергии в Киргизию. Обе республики потом должны будут вернуть поставленную энергию в другие регионы Таджикистана.
Используя это же принцип, Киргизия решила использовать объединенную энергосистему для подачи электричества с новой Чаткальской ГЭС мощностью в 1,5 ГВт. Электричество с нее будет поставляться на территорию Узбекистана, а потом путем взаиморасчетов будет отдаваться Узбекистаном через региональное энергокольцо. Об этом заявил 8 февраля заместитель министра энергетики Сабырбек Султанбеков.
«С киргизской стороны выдача мощности практически невозможна на сегодня, но через сеть Узбекистана, через Объединенную энергосистему, мы можем получать эту электроэнергию как на свои нужды, так и на нужды населения Узбекистана», — сказал Султанбеков.
Узбекистан для достройки своего сегмента энергокольца 30 января 2022 года решил построить дополнительные магистральные линии мощностью 200–500 КВт внутри республики.
Россия оказала помощь со строительством Камбаратинской ГЭС-1: при этом был задействован Евразийский банк развития и Киргизско-российский фонд развития. По плану КаГЭС будет давать 1,86 ГВт электроэнергии и стабилизирует использование водных ресурсов в регионе. Россия заявила, что готова взять на себя также техническое проектирование станции.
Для решения вопроса перегрева ЛЭП казахстанские власти ускорили строительство новых ЛЭП, заявил казахстанский оператор KEGOS 28 июля. Было решено построить «порядка 800 км линий электропередачи напряжением 220 кВ», а также расширить существующие подстанции.
В августе 2022 года казахстанская делегация посетила построенную Росатомом АЭС «Аккую» в Турции. 2 декабря российский премьер-министр Михаил Мишустин предложил ускорить атомный проект также Узбекистану.
Противодействие Запада
В США не преминули отреагировать на участие России в региональных проектах.
Госсекретарь США Энтони Блинкен совершил турне в феврале-марте 2023 года по странам Средней Азии и Казахстану. Его целью было предотвращение сотрудничества республик с Россией. Официально это звучит как «достичь общую цель — независимую, процветающую и безопасную Центральную Азию, которая решает общие проблемы в партнерстве с США».
Блинкен пообещал $25 млн для региональной программы в рамках Инициативы по экономической устойчивости в Центральной Азии (ERICEN). Очевидно, что сумма будет выделена скорее не на строительство и модернизацию инфраструктуры, а на финансирование общественников и экологов, что для США является более эффективным вложением.
В марте 2023 года спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан начал инспекцию среднеазиатских государств с целью выяснить, не торгуют ли они с Россией санкционными товарами. В Киргизии он потребовал «точную информацию о торговых потоках и мерах, которые будут приняты». На случай, если киргизские таможенники сошлются на недостаточную техническую оснащенность, О’Салливан заявил, что европейские державы «готовы предоставить помощь, чтобы повысить потенциал контролирующих органов».
Заключение
Приходится признать, что энергокризис пришел в регион всерьез и надолго. Бесконечное использование советского наследия с упорным нежеланием вкладываться в критическую инфраструктуру привело в итоге ряд стран в очень непростую ситуацию.
Необходимость масштабной модернизации энергосистемы наталкивается на необходимость вложить туда огромные средства, которых просто нет.
Обращение к иностранным инвесторам, организациям и «донорам» имеет специфический эффект, поскольку иностранные кредиты делают страны региона зависимыми, а желания ряда стран провести деиндустриализацию региона под прикрытием «зеленой» повестки убивают промышленность региона недостатком энергии и также делают страны зависимыми от владельцев капризных технологий альтернативной энергетики.
Ситуацию смогла бы исправить Россия, которой явно не нужен второй Афганистан на юге, однако ее участие в модернизации Средней Азии наталкивается на упорное сопротивление стран Запада снаружи, а также на сопротивление прозападных элитных групп внутри стран Средней Азии.
Кроме того, вызванное энергокризисом разрушение остатков промышленности стран Средней Азии имеет для Запада еще одно неоспоримое преимущество: может возникнуть новая большая волна миграции в Россию. Только на этот раз это будут не воспитанные в СССР и великолепно знающие русский язык и ментально идентичные гражданам России бывшие инженеры и профессора, а уже нетвердо знающие русский язык, напитавшиеся националистических идей и сильно погруженные в религию рабочие с не самым лучшим постсоветским образованием.
Среди которых, естественно, будет немало скрытых боевиков исламистских радикальных организаций, террористов, сторонников радикальных течений.
Получается, что энергокризис сам по себе неинтересен вообще никому. Фактически он является всего лишь прологом для нового этапа борьбы крупных игроков за влияние на регион, за влияние на ситуацию в РФ, за новую конфигурацию региона.
Источник: https://rossaprimavera.ru/article/1d52e73d
Информационная служба АО «НЭС Узбекистана»