Работа со СМИ и общественностью
СМИ: «Швейцария вынесет на референдум закон о климате» — Законодательства о целях в области мер по защите климата, инноваций и обеспечения энергетической безопасности
  • 14.04.2023
  • 226

На референдуме 18 июня 2023 года граждане Швейцарии вынесут свой вердикт относительно нового текста «Федерального Закона о климате».

На всенародном референдуме 18 июня 2023 года граждане Швейцарии вынесут свой вердикт относительно новой редакции «Закона о климате», каковая стала так называемым «встречным косвенным контрпредложением» к так называемой «Глетчерной инициативе», которая требовала, чтобы Швейцария сократила свои чистые выбросы парниковых газов до нуля уже к 2050 году. 

О чем идет речь?

В сентябре 2022 года швейцарский парламент одобрил новый текст климатического законодательства в формате «Федерального закона о целях в области мер по защите климата, инноваций и обеспечения энергетической безопасности» (Bundesgesetz über die Ziele im Klimaschutz, die Innovation und die Stärkung der Energiesicherheit KlGВнешняя ссылка). Сверхзадача закона состоит в ускорении перехода экономики страны к возобновляемым источникам энергии в качестве значимого фактора в сфере обеспечения Швейцарии энергетическими ресурсами. 

Закон предусматривает, в частности, что уже к 2050 году Швейцария должна достичь нулевого баланса выброса парниковых газов (водяной пар, метан, углекислота), то есть войти в режим климатической нейтральности. Этот режим означает, что Швейцария будет выбрасывать ровно столько парниковых газов, сколько может быть отфильтровано из атмосферы как их естественными поглотителями, например лесами, так и техническими средствами улавливания и удаления этих газов из атмосферы.

Новый законодательный акт устанавливает общие цели и промежуточные задачи по сокращению выбросов на пути к этим целям. Самый, естественно, важный аспект: новое регулирование финансовых потоков, что, разумеется, сразу же заставляет насторожиться как бизнес, так и разного рода «активистов» и лоббистов. Данный закон является косвенным встречным контрпредложением парламента и правительства по отношению к так называемой «Глетчерной инициативе», которая была отклонена парламентом и правительством в качестве слишком радикальной.

Чем отличается KlG от «Глетчерной инициативы»?

Народная законодательная инициатива, названная в прессе «Глетчерной инициативой», предлагала не только добиться к 2050 году «климатической нейтральности», но и повсеместно запретить (разумеется!) с этого момента дальнейшее потребление горючего ископаемого топлива. А причем тут ледники? Дело в том, что таяние массивов реликтового глетчерного льда относится в Швейцарии к наиболее заметным последствиям изменения климата.

Правительство и парламентское большинство выступили, однако, против полного запрета минерального топлива. В результате ими было разработано встречное косвенное контрпредложение, которое, с одной стороны, учитывает все основные элементы и предложения инициативы, но не содержит, с другой стороны, прямого упоминания о запрете ископаемых энергоносителей. Закон KlG также предусматривает, а вот это уже куда интереснее, и меры по финансовой поддержке — в размере двух миллиардов франков в течение десяти лет — замены газовых или мазутных систем отопления на более климатически безопасные системы. Будут выделены деньги и на поощрения технологических инноваций. 

Формат «косвенного контрпредложения», выбранный парламентом, не предусматривает, в отличие от «прямого контрпредложения», внесения изменений, дополнений или поправок в Конституцию, оставаясь на уровне федерального закона. Преимущество такого формата заключается в том, что в случае одобрения KlG на референдуме он сможет очень быстро вступить в силу. В итоге авторы изначальной инициативы, удовлетворенные ходом и результатами парламентских дебатов, решили отозвать свою «Глетчерную инициативу» и поддержать встречное контрпредложение.

А зачем тогда понадобился референдум?

Дело в том, что в Швейцарии (невероятно, но факт!) источником власти в самом деле является народ и он имеет право поставить под сомнение даже законы, уже принятые парламентом. Представляете? Вам парламент спускает закон, а вы, суверенный гражданин, говорите, нет, а вот я против и требую обсуждения на референдуме. Кому же пришелся не по душе новый климатический закон?

А не устраивает он Швейцарскую народную партию (SVP), крупнейшую правую партию в стране, которая и вынесла новый закон на референдум, на что она имеет полное право. Партии удалось собрать под своим предложением о выносе климатического закона на референдум даже не 50 000 подписей, необходимых для этого, а в два раза больше, и поэтому теперь решение будет за народом. Голосование состоится 18 июня 2023 года.

Почему правые выступают против закона о климате?

Швейцарская народная партия SVP назвала новый климатический закон «пожирателем электроэнергии», вредным для экономики и населения. По мнению партии достижение Швейцарией климатической нейтральности к 2050 году фактически будет означать запрет на бензин, дизельное топливо и газ. И это при том, что потребность в электроэнергии будет в стране расти, а домохозяйствам уже приходится платить все больше и больше денег за свет и тепло, и это в разгар энергетического кризиса.

Партия уже не в первый раз выступает против климатической политики правительства и парламента. Так, в 2020 году она поддержала референдум, инициированный швейцарскими деловыми кругами против нового «Закона о выбросах СО2», который, среди прочего, предусматривал увеличение налогового бремени с целью сокращения выбросов парниковых газов. В итоге по итогам всенародного голосования тот закон был отвергнут.

Кто поддерживает новый климатический закон?

В парламенте косвенное контрпредложение правительства поддержали представители всех основных партий, начиная от Социалистической партии (SP) до Либеральной партии (FDP), за исключением, как уже упоминалось, SVP. С точки зрения экологических ассоциаций активистов и инициативного комитета, сформулировавшего в свое время «Глетчерную инициативу», новый климатический закон позволит Швейцарии освободиться от зависимости от ископаемого топлива. Кроме того, инвестиции в инновационные технологии помогут создать новые рабочие места.

Какова доля ископаемых и возобновляемых источников энергии в Швейцарии?

Около 70% потребляемой ею энергии Швейцария импортирует. В основном речь идет об импорте сырой нефти, нефтепродуктов, газа и угля. Среди основных поставщиков нефти в Швейцарию находятся Нигерия, США и Ливия. Швейцария относится к европейским странам, все еще очень активно использующим для отопления зданий мазут и солярку. Примерно шесть из десяти домов в стране отапливаются ископаемым топливом, хотя в последние годы, особенно после начала войны России против Украины, наблюдается увеличение масштабов использования тепловых насосов.

Оставшиеся 30% энергетических потребностей покрываются в Швейцарии за счет внутреннего производства электроэнергии. Две трети из этих 30% электроэнергии поступают из возобновляемых источников, в основном за счет ГЭС, одна треть вырабатывается на атомных электростанциях. Ветроэнергетика и солнечная энергетика в стране развиваются, но пока они не достигли какого-то системно значимого масштаба. В целом же доля возобновляемых источников в структуре электроэнергии в Швейцарии заметно выше, чем в среднем по Европе.

Какие еще страны хотят достичь климатической нейтральности к 2050 году?

По крайней мере 130 из 198 стран, входящих в ООН, объявили, что они хотят быть климатически нейтральными к 2050 году или, как Китай и Россия, к 2060 году. В совокупности на все эти страны приходятся около 90% глобальных выбросов парниковых газов (водяного пара, метана, углекислоты).

Цель ограничить глобальное потепление показателем в 1,5°C по сравнению с доиндустриальной эпохой (то есть речь идет о среднем потеплении за период примерно с 1800 до 2060 года) принадлежит к самым амбициозным целям так называемого «Парижского соглашения по климату». Ни одна страна мира пока, согласно «Индексу эффективности борьбы с изменением климата 2023» (CCPI), не выполняет своих Парижских обязательств. 

Как оцениваются действия Швейцарии в области климата?

В рейтинге климатической эффективности Конфедерация занимает 22-е место, опустившись на него с 15-го места, которое она занимала в прошлом 2022 году. По мнению так называемого Climate Action Tracker (CAT), независимой группы аналитиков, оценивающих климатическую политику отдельных стран, меры Швейцарии в области защиты климата в пересчете на ВВП и численность населения все еще должны считаться «недостаточными».

Данная оценка в основном обусловлена уже упомянутым отклонением на референдуме нового «Закона о выбросах СО2». Если бы все страны вели себя в области защиты климата так же, как Конфедерация, то тогда повышение средней температуры на Земле за период с 1800 по 2060 год составило бы показатель от 2 до 3°C. Таково мнение CAT. А оно может быть ошибочным. 

 

Источник: https://www.swissinfo.ch/rus/

Информационная служба АО «НЭС  Узбекистана»

t.me/uzmetaxborotxizmati

>